Наука и искусство коммуникации
Зачем ученым популяризировать науку, каким должен быть научный пиар и нужна ли познавательная фантастика? На вопросы отвечает Ник. Горькавый, доктор физико-математических наук, астрофизик, писатель.
Николай Николаевич, насколько важно для ученых заниматься популяризацией науки?
Учёные открывают объективные законы реального мира, но когда они решают сообщить о своих открытиях миру, то вступают в субъективную область искусства коммуникации. Это хорошо осознавал Галилей, печатая свои книги не на элитарной латыни, а на общедоступном итальянском. Книгу о коперниканской гелиоцентрической системе Галилей написал фактически в виде пьесы, где научные знания излагаются в виде эмоционального диалога между персонажами. Успех такой подачи материала был несомненен: книгу прочитал даже римский папа. К сожалению, он узнал себя в персонаже-простаке, рассердился и посадил Галилея в тюрьму.
Современный мир перенасыщен информационными потоками, поэтому неумение сообщить о своих результатах миру часто обнуляет влияние сделанного открытия, лишает его авторов заслуженной славы и финансирования. В 1990-х годах американская и российская группы параллельно и одновременно получили важный космологический результат.
Американская группа доложила свои результаты на представительном собрании, где присутствовало две тысячи астрономов. Визуализация открытия была сделана на отличном уровне. Потом авторы работы устроили пресс-конференцию, куда собралось множество журналистов, интерес которых был предварительно разогрет информационными «утечками». Выступления авторов с яркими фразами («Мы увидели лицо Бога!») вылились в сенсационные заголовки в центральных газетах. Итог: полученный результат стал началом целого направления в науке, а его авторы получили заслуженную Нобелевскую премию.
К сожалению, российская группа не смогла эффектно представить свои результаты – ни визуально, ни в СМИ. Я как-то спросил одного из лидеров этой группы: почему они не устроили пресс-конференцию по итогам своей работы? Он ответил, что они звали журналистов на заседание семинара, но никто не пришёл.
Картина ясная и тем более грустная, потому что за прошедшие четверть века она практически не изменилась. В США только федеральное правительство (не считая правительств отдельных штатов) тратит полтора миллиарда долларов в год на пропаганду своих достижений или, попросту, на пиар. Над этой задачей трудятся свыше пяти тысяч профессиональных сотрудников. Новый президент Трамп сократил в бюджете НАСА прямые расходы на пиар – сто миллионов долларов в год. Это не значит, что НАСА перестанет пропагандировать свои достижения – просто она будет это делать за счет других статей расхода и более рационально. Именно НАСА является не только эффективной научно-технической структурой, но и примером умелой работы учёных с общественностью. Все американцы прекрасно осведомлены об успехах и достижениях НАСА, которые стали предметом национальной гордости. Поэтому президент Трамп, жёстко обрезав финансирование всем научным агентствам США, бюджет НАСА даже увеличил.
Что надо делать учёным, чтобы привлечь внимание к своей работе?
Совершенствовать методы работы с общественностью. То, что каждый центр НАСА имеет свою активную пресс-службу – это уже обыденность и вчерашний день. В Годдардском центре космических полетов НАСА, расположенном возле Вашингтона, создана специальная студия по научной анимации – с режиссерами, сценаристами и компьютерщиками. В 2013 году американский спутник «Суоми» обнаружил в стратосфере густое пылевое облако, оставленное Челябинским суперболидом.
Мне, как соавтору открытия, довелось часто контактировать со студией анимации, скармливать её специалистам гигабайты научной информации, которые они превращали в эффектные кадры. В результате пресс-релиз НАСА о данной работе сопровождался 4-х минутным эффектным роликом, в котором были и реальные кадры взрыва болида и компьютерная анимация движения небесного тела, облака пыли и спутника.
Конечно, пресс-релизы должны посвящаться только самым сильным работам, потому что далеко не всякая статья выдержит последующее пристальное внимание. Недавно британский и московский университеты с шумом выпустили пресс-релизы о раскрытии «тайны» образования разных размеров частиц Сатурна. При внимательном рассмотрении пресс-пузырь лопнул: рекламируемая работа оказалась ухудшенным повтором статьи французского астронома, выпущенной тридцать лет назад.
Лаборатория реактивного движения из Калифорнии, проводя в апреле 2017 года пресс-конференцию по поводу открытия молекулярного водорода в гейзерах сатурнианского спутника Энцелада, не ограничилась компьютерной анимацией и изготовила большой макет Энцелада, из которого били струи настоящего пара.
Американские учёные для пропаганды своих результатов широко используют интернет и такие социальные сети, как Твиттер. Сайты НАСА содержат гигантское количество красивых космических фотографий, полученных в ходе разных миссий – поэтому на этих сайтах можно путешествовать целыми днями.
Придумываются новые методы вовлечения публики, например, НАСА предложила любителям астрономии поработать над улучшением контраста или цвета фотографий, полученных в ходе пролета миссии «Джуно» возле Юпитера в 2017 году – и стала публиковать на своём сайте и в пресс-релизах эти улучшенные фотографии, которые похожи на произведения искусства.
Есть много негосударственных астрономических сайтов, где каждый день сообщаются научные новости, а запуски ракет транслируются в прямом эфире (www.spaceflightnow.com ). Многие телеканалы, например, ВВС, имеют специальные научно-популярных программы, а в России не смогли сохранить даже легендарную передачу «Очевидное-невероятное». Американский канал PBC сделал и показал часовой документальный фильм про Челябинский суперболид. Я не помню аналогичного фильма в России, хотя болид взорвался именно здесь.
Вы – писатель-фантаст, автор знаменитой «Астровитянки» и целой серии научных сказок. Какова роль познавательной фантастики в популяризации науки?
Научно-популярные книжки – традиционный метод научного пиара. Их пишут многие ведущие западные учёные. Стивен Хокинг со своей дочерью Люси написал уже четыре детских книги о приключениях мальчика Джорджа и тайнах Вселенной. В арсенале научных популяризаторов есть даже комиксы и, конечно, научная фантастика – как книжная, так и кинематографическая.
Выберу из множества примеров только два. Известный учёный Кип Торн, соавтор классической монографии по гравитации и, несомненно, будущий лауреат Нобелевской премии за открытие гравитационных волн, стал инициатором, консультантом и продюсером фильма «Интерстеллар» (2014), где космические приключения развиваются возле реалистично изображаемых чёрных дыр. Успех фильма у публики был грандиозный: он собрал 675 миллионов долларов, четырёхкратно превысив бюджет в 165 миллионов. Кип Торн даже написал книгу «Физика «Интерстеллара», где излагает научные основы изображаемых событий и космических пейзажей.
Популярная самиздатовская книга Энди Вейра про оставленного на Марсе астронавта и трудностях выращивания марсианской картошки стала основой для съёмок фильма «Марсианин» (2015). Доходы фильма превысили затраты на сьемку в 6 раз и составили 630 миллионов.
Этот фильм был на ура принят руководством НАСА, включая директора Чарльза Болдена, который выпустил меморандум со следующими словами: «На этой неделе НАСА начала широкий спектр мероприятий, связанных с фильмом «Марсианин», национальная премьера которого состоится в ближайшее время. Новый фильм отражает многие наши достижения, нацеленные на то, чтобы люди достигли Красной планеты и, в конечном итоге, поселились на ней. Опыт NASA способствовал успеху фильма «Марсианин». Сегодня мы провели специальное мероприятие с участием ученых и инженеров НАСА и многих творческих людей, связанных с фильмом, чтобы продемонстрировать, как НАСА превращает научную фантастику в научный факт».
Искусство подавать свои научные результаты исключительно важно. Это нужно для привлечения молодежи в науку. Это нужно для объяснения налогоплательщикам – на что они расходуют свои деньги. Это нужно для привлечения спонсоров. Это нужно для политиков, которые часто не понимают ни важности науки, ни её специфики. А самое главное – это нужно для национального престижа и гордости.
Современным учёным пренебрегать коммуникацией с обществом – это сверлить дырку в днище своего корабля. Выскажу крамольную мысль, что в критические времена популяризация науки становится столь же важной, как и сама наука. С одной стороны, популяризация может стать спасательным кругом для учёного сообщества, а с другой – стоит ли безмятежно фокусироваться на тайнах далёких квазаров и мультивселенных, если скоро половина россиян будет думать, что Солнце вращается вокруг Земли и путать астрономию с астрологией?
Россия была, есть и будет великой космической державой. Спутник и Гагарин известны хорошо. Но где фильмы и книги о программе «Луноход», которая опередила на десятки лет западную космонавтику? Где фильмы и книги про изучение Венеры с помощью аппаратов мягкой посадки: успехи этой программы до сих пор не повторены Европой и США.
А как насчет освещения современного состояния дел, когда только Россия возит американских космонавтов на МКС? Хожу по сайтам российских астрономических институтов и в разделе «новостей» вижу по одному в год краткому сообщению о проведении каких-то мероприятий. Это не новости для публики, это доска объявлений для специалистов.
Есть предубеждение, что солидному учёному не пристало размениваться на популяризацию. Да и вообще – чем скучнее будет написан научный труд, тем он будет выглядеть профессиональней. Но я разделяю позицию будущего нобелевского лауреата Кипа Торна, который не считает зазорным работать популяризатором, даже в жанре научной фантастики.
В России спрос на научную популяризацию очень высок – потому что всё время подрастают умные дети. Несколько лет назад я опубликовал для подростков научно-фантастическую трилогию «Астровитянка», пятую часть которой можно расценить как научно-популярный текст. Книга пробивалась к читателю очень трудно, зато сейчас выходит уже её пятое, иллюстрированное издание. «Астровитянка» превратилась и в аудиокнигу – при поддержке фонда Максима Волошина и с помощью изумительной озвучки заслуженного артиста России Владимира Левашова. Аудио-Астровитянка уже занимает 43 часа звучания: первый том вышел в прошлом году, второй выходит в ближайшее время.
В апреле 2017 года я опубликовал в журнале «Мир фантастики» призыв о создании для подростков новой серии познавательной фантастики. Государственной поддержки познавательной фантастики ждать было бы наивно, потому что её фактически нет даже для выпуска научно-популярных книг. В Ялте в сентябре этого года состоится представительный астрономический симпозиум. По удивительному совпадению, я с соавтором Дмитрием Зарицким как раз закончил иллюстрированную брошюру по 117-летней истории Симеизской обсерватории. Предлагаю оргкомитету – выпустите брошюру для участников симпозиума. Отличный сувенир и пиар! В ответ – только недоумение. Что ж, сами выпустим – я давно уже привык не рассчитывать на помощь сверху, даже при реализации общественно-значимых проектов.
Недавно создан киносценарий для стильного фантастического блокбастера по «Астровитянке», который, как и «Марсианин», демонстрирует подросткам преимущества научного подхода к жизненным проблемам. Сейчас мои литагенты ищут продюсера для экранизации, но представить, что РАН или ИКИ поддержит этот проект, как это сделала НАСА с «Марсианином», я не могу. Я, конечно, фантаст, но не до такой же степени.
Закончу позитивно: «Астрель» организовала специальную научно-популярную серию «Библиотека вундеркинда», где герои «Астровитянки» рассказывают детям истории об учёных и их открытиях. С 2012 года в этой серии напечатано уже пять моих книг (первые книги выходят уже третьим изданием); заключительная книга выйдет в начале 2018 года.
В сумме эти шесть книг содержат 100 увлекательных историй, многие из которых были опубликованы в «Науке и жизни» – в одном из немногих журналов, умело занимающихся популяризацией науки. Издательство собирается выпустить их одним томом энциклопедического формата «100 научных сказок» – уникальный подарок, который может увлечь многих детей космосом и наукой.
Автор: Николай Горькавый
Источник: Наука и жизнь