Космическое интервью с автором научной фантастики Николаем Горькавым




Сегодня, в ознаменование Дня космонавтики, представляем здесь, в нашем любимом клубе Пик-Книг #райтхкинтервью – интервью с известным писателем – фантастом, автором научных сказок и вдохновителем серии «Вундеркинд» издательства Астрель-СПб астрофизиком Николаем Горькавым, которое он любезно согласился предоставить для нашего ФБ сообщества Райтхак.

1. В последние два года научная фантастика начала активно перемещаться в авангард массовой культуры, и главным её проводником стала не книга, а кино. Как Вам кажется, этот восходящий тренд – следствие формата ЗД и созданных под него фильмов-аттракционов, для которых космос стал эффектной декорацией, или дело более серьезное – и космическая экспансия снова вернулась в актуальную социально-политическую повестку стран-мировых лидеров?

Как известно давно, кино – важнейшее из искусств, а сейчас выяснилось самое главное – это очень прибыльное искусство. Средний голливудский научно-фантастический блокбастер приносит сотни миллионов долларов дохода, в то время как книга стала более элитарным продуктом для гораздо более узкого круга потребителей. Но книжный и кинорынок тесно связаны: самые популярные книги непременно превращаются в фильмы, как это было с самиздатовской книгой «Марсианин». Конечно, в новой волне научно-фантастических фильмов сыграли свою роль новейшие компьютерные технологии, которые позволяют создавать такие шедевры визуализации, как «Аватар». Когда смотришь этот фильм в 3Д, то боишься потерять равновесие и упасть с гигантской ветки дерева, по которой бежит главный герой. Важна и активизация космических программ США и Китая, которые целятся на Марс и Луну – вот в жилу и создается такой фильм, как «Марсианин». НАСА было в восторге от этого фильма, пригласило Мэтта Деймона на экскурсию в центр НАСА, широко пропагандировало и поддерживало «Марсианина». В результате он шестикратно окупил затраты.

2. Героини нашумевших фантастических лент – в основном женщины и девушки. Никки – главная героиня трилогии «Астровитянка», тоже девушка-подросток. Выбор женского персонажа – влияние тренда янг-эдалт? Или Вы солидаризируетесь с А.П. Чеховым в том, что «женщина – лучший человек»?

Я задумывал «Астровитянку» как асимметричный (магии противопоставляется наука) ответ «Гарри Поттеру». Смена главного героя с мальчика на девочку была сделана без оглядки на тренды, просто это было частью асимметрии ответа. И это решение оказалось удачным сразу с двух сторон: такая героиня лучше продемонстрировала силу интеллекта и, кроме того, она попала в нарастающий тренд героических девушек из новой волны литературы и кино для «молодых взрослых» – то есть для читателей и зрителей от 12 до 18 лет. С Чеховым я тоже, конечно, согласен.

3. Давайте поговорим о сказках, ведь Вы не только фантаст, но и сказочник? Как Вам удается сделать прививку волшебства текстам с научной основой?

«Сказочность» моих научно-популярных книг связана не с феями и волшебниками, а с тем, что истории из моих сборников «научных сказок», которых опубликовано уже пять, можно вслух читать детям на ночь, как сказки. То есть, понятие “bedtime stories” – «историй на ночь» – я расширил со сказочных историй про драконов и принцесс до вполне научных рассказов. То, что эти истории рассказывает настоящая принцесса, добавляет некий элемент сказочности.

4. Вы тот счастливый автор, который больше не мечтает о фане, поскольку собственный фан у него уже есть! Больше того, Вы можете произвести редкое сравнение между профи и фанатами. Насколько сильно отличаются рисунки фанов от иллюстраций, предложенных издательством, а фанатские начитки от профессионально сделанной аудиокниги?

В 2016 году вышел первый аудио-том «Астровитянки», разделенный на две части: «Космический маугли» и «Уравнение будущего» – каждый примерно по 10 часов звучания. Аудиокнига создана при поддержке фонда Максима Волошина и озвучена великолепным голосом заслуженного артиста России Владимира Левашова. Насколько мне известно, существуют ещё любительские версии аудиокниги, начитанные женским и мужским голосом.

Разница между профессиональной и любительской версией очень значительна – примерно такая же как между голливудским фантастическим блокбастером и домашним видеоспектаклем, где инопланетного монстра играет соседский мальчик с кастрюлей на голове. Профессиональный голос чтеца ставится так же трудно и долго, как и голос оперного певца. При этом для конкретной арии не каждый профессиональный певец сгодится. Я участвовал в выборе чтеца для «Астровитянки» и скажу, что пришлось отбраковать профессиональных чтецов, которые «испортили» свои интонации систематической озвучкой бизнес-книг, где сухость текста приходилось компенсировать ликующими или излишне оптимистичными интонациями чтения. Владимир Левашов, артист старой школы, идеально попал в тон «Астровитянке». Отмечу, что перед озвучкой делается серьезная работа по согласованию всех ударений в именах и редких терминах, в звучании латинских и иностранных слов. Какие-то плохо воспринимающиеся при чтении слова могут заменяться и т.д. Мой слух учёного сразу распознает, когда неспециалист произносит непривычную для себя терминологию (например, я улыбаюсь, когда слышу слова артиста Андрея Миронова, который в одном из фильмов гордо произносит: «Я еду на симпозиум по чёрным дырам!»). «Астровитянка» насыщена научными терминами и, честно говоря, я опасался услышать такие диссонансы. Но, в результате тщательной проработки всех деталей и высокого профессионализма Владимира Левашова, внимательно прослушав 20 часов аудиокниги, я ни одной такой фальшивой ноты не услышал.

Ситуация с иллюстрациями аналогична: любители могут найти интересные варианты облика героев, но только профессионал Дмитрий Никулушкин создал такой образ астровитянки, что он западает в душу читателя и зрителя – как это произошло с Алисой Селезневой, гостьей из будущего. И я надеюсь, что у образа, который Дмитрий создал, большое будущее.

5. Аудиокнига – все ещё довольно редкий, для большинства авторов непознанный опыт. Как воспринимался текст на слух? Как чужой – или наоборот, как добрый знакомый? Было такое, что чтец где-то не угадал с настроением, а где даже для Вас что-то новое в книге открыл?

Я сначала слушал озвучку Владимира Левашова в машине, во время длинных поездок на работу. Но быстро понял, что это дело опасное – текст увлекал меня, и я отвлекался от дороги. Поэтому я дослушал книгу в выходные, запустив её дома через телевизионные динамики. Превосходно! Я смеялся чаще, чем при собственном чтении. Хотя текст мне был более чем знаком, но при чтении другим человеком он зазвучал совсем по-другому. По сути, я слушал не книгу, я слушал читателя книги – мне было интересно, как он её воспринимает, как преломляет. Очень интересный опыт, действительно открывающий некое новое измерение текста. Владимир Левашов ни разу не промахнулся с настроением, все сделал идеально. Нам очень повезло с чтецом.

6. Обратимся немного к нон-фикшен, к Вашей книге о Челябинском болиде и повествовательных стратегиях нон-фикшен. Наверное, было достаточно сложно отойти от способов изложения и терминологии принятых в научном сообществе, в то же время избегать излишнего популизма, с прогнозами метеоритного апокалипсиса?

Безусловно, переход от написания научных текстов к художественным и научно-популярным весьма непрост: в научных статьях требуется абсолютная полнота и предельная недвусмысленность изложения. Распространены громоздкие фразы и многочисленные англицизмы. Никаких диалогов и эмоций. Научный текст претендует на отстраненность и объективность, поэтому часто автор статьи, даже будучи в единственном числе, пишет: «мы проверили». Научный текст – это скорее не для чтения, а для кропотливого изучения. Художественный текст построен совершенно на других принципах – он должен читаться с лету, быть предельно эмоциональным, но содержать достаточно информации для создания воображаемой картинки в мозгу читателя. Научно-популярный текст – это третий вариант общения с читателем. Здесь художественная читабельность должна гармонично сочетаться с научной информативностью. Для такого текста не нужно придумывать захватывающий сюжет – здесь нужно следовать историческим событиям, но описывать их так, чтобы книга читалась как увлекательный роман. Сложно? Именно поэтому писателей гораздо меньше, чем читателей, а среди многочисленных ученых хорошие популяризаторы – на вес золота.

7. Не забудем и главный вопрос – каковы Ваши творческие планы? Когда юным читателям и читателям постарше ждать новых книг – самых обычных и аудио – формата?

«Теория катастрофы» – второй том «Астровитянки» – сейчас профессионально озвучивается и где-нибудь к лету 2017 года станет доступным читателям и слушателям. Он будет разделен на две части: «Марсианские приключения» и «Лезвие выбора». Надеюсь, что при поддержке Максима Волошина будет озвучен в дальнейшем и третий том «Астровитянки», конечно, в блестящем исполнении Владимира Левашова.

Стартовало новое – уже пятое – бумажное переиздание «Астровитянки». Первая книга «Космический маугли» вышла в прошлом году, вторая – «Уравнение будущего» – выходит в апреле 2017 года. Новое издание выходит с замечательными рисунками талантливого художника Дмитрия Никулушкина.

Продолжается серия «научных сказок». Пятая книга «Электрический дракон», повествующая об укротителях молний и создателях современной электрической цивилизации (там есть истории про телефон, радио, телевизор, транзисторы и компьютеры), вышла в январе 2017 года. Читатели могут рассчитывать и на выход, где-нибудь в 2018-м, шестой книги «Неоткрытые острова», которая доведет число рассказанных научных историй о великих открывателях и изобретателях до 100.

Ну, и главная новость для моих читателей заключается в том, что я взялся за написание совершенно новой научно-фантастической книги «Юпитер-Челябинск», в которой действуют молодые герои, спасающие мир от смертельно опасного астероида. Когда я десять лет назад закончил «Астровитянку», то не планировал больше работать в научной фантастике, вложив в трилогию все накопленные впечатления жизни (может, только за исключением уральских воспоминаний молодости, которые не вписывались в космическое будущее). Кроме того, передо мной стояли интересные научные задачи, которые требовали времени. Но прошедшие годы не только принесли новые знания и впечатления, но ещё и ознаменовались Челябинским суперболидом – событием века, которое огненной осью соединило космос с Уралом. Такую возможность было грех упускать – и в новой книге я воспользовался болидом как сюжетообразующим событием. Отмечу, что прежде приступить к художественной книге, я стал соавтором монографии про суперболид – так что научный базис под новой книгой накоплен солидный. Новый роман можно рассматривать как относящийся к миру «Астровитянки». Работаю я над ним с огромным удовольствием – и надеюсь, он поделится с моими читателями этим удовольствием. Книга нацелена на ту же аудиторию, что и «Астровитянка»: на молодежь, которая интересуется наукой и космосом. Книга растёт не спеша – наука отнимает львиную долю моего времени, но, полагаю, будет готова к 2019 году.