Вопросы-ответы (весь список)


Вопросы в нашей группе ВКонтакте

← к списку вопросов

Почему в фантастических романах и космооперах что ни планета - то монокультура? Где страны и государства?



Владислав Январев Когнитивист в шапочке любителя фантастики.
1. Планеты (звездные системы, объединения) в космооперах часто и являются аналогами стран. Собственно, классическая борьба между группами/странами проецируется на межгалактическое пространство – отсюда и возникает типовой сюжет космооперы.
2. Один из прогнозов – что в будущем человечество объединится (потому что идет по пути увеличения размеров объединений – от родов к племенам, феодам, странам). Особенно вероятен этот вариант при наличии внешнего врага – разница между существами с одной планеты и с другой значительно больше разницы между странами в пределах одной планеты.

Eden Corech Не всегда так. На планете Трантор у Азимова в «Прелюдии к Академии» есть разные сектора с разными культурами.

Vadim Pulver Если планеты заселены в процессе колонизации, то вполне логично что на них будет один центр управления и одна культура.

Сергей Рыбасов Авторы фантастики не всегда (мягко выражаясь) способны и склонны продумывать «мир», в котором происходит описываемое действо, так, чтобы в нём не было всяких несообразиц. Однако общее ощущение, на которое естественным образом склонен полагаться любитель фантастики, в том, что если люди умеют уже путешествовать _между_ звездами, то путешествия в пределах одной планеты должны быть настолько быстрыми, несложными и дешевыми, что внутрипланетные границы должны достаточно быстро стираться, даже если успели в какой-то момент образоваться. Тем не менее, есть множество произведений, в которых на других планетах есть внутренние границы и разнообразные культуры – и если уж так есть, если автор продумал эту деталь мира, то как правило у него есть пояснение для этого – какая-то причина, по которой население планеты оказалось разделено в достаточной степени, чтобы сформировать и/или сохранять разные культуры. Иногда это особенности заселения, иногда – технологический упадок (неоварварство) из-за недостаточной численности изначальной колонии, её изолированности от метрополии или каких-то ещё катастрофических или преднамеренно устроенных событий, иногда события вообще разворачиваются на другой планете, но без межзвездных путешествий. Исключения не опровергают правило, а правило объясняется впечатлением (вполне разумным) от межзвездной технологической среды.

Владислав Январев Я бы еще добавил, что границы, как правило являются _содержательной_ частью художественного произведения. За влияние на группы и т.д. происходит борьба.
Поэтому если в центре находится борьба между «землянами и инопланетянами», довольно естественно не проводить границы между обитателями Земли. Это бы просто усложнило произведение, не добавив к нему содержания.
С другой стороны, если какие-то границы/конфликты между существами в книге существенны (какие-нибудь «капиталисты» и «пролетариат», или «киберги» и «экологи»), то их существование в рамках одной планеты будет описано и развито.

Александр Данковский (в числе прочего — немножко писатель-фантаст). Во-первых, «чужая планета» в книге — это, как правило, отражение, проекция, метафора «чужой страны». Чтоб читателю было и интересно, и понятно, узнаваемо. В реальной Германии или Бразилии тоже ведь есть разные этнокультурные группы, региональные противоречия между землями/штатами и пр. Но для человека со стороны существуют «вообще немцы» и «вообще бразильцы». Как «вообще эльфы» и «вообще гномы» в фентези. Влезть в более мелкое дробление — переусложнить сюжет, как уже выше сказано. Особенно если «чужие» настолько чужие, что разницу между ними трудно увидеть человеку. Какие-нибудь разумные псевдонасекомые или роевые структуры, теоретически, мыслят настолько по-другому, что эта чуждость заслоняет всё, все их внутренние различия между группами. Условно говоря, если эти квазиинсекты регулярно устраивают массовые оргии с последующими актами каннибализма, то пофиг уже, что одна группа при этом пользуется вилками с тремя зубцами, а другая — с четырьмя. Хотя для самих инсектов это важно. Во-вторых, есть немало исключений. Гулливер в стране лилипутов наткнулся на два государства, воевавших друг с другом — Лилипутию и Блефуску. В-третьих (соглашусь с предыдущими ораторами) распространение условно западной культуры по планете Земля в последние лет 100 шло ускоренными темпами, современный японец или израильтянин отличается от современного американца (я не антрополог, это оценочное суждение) меньше, чем японец или израильтянин лет 200 назад. Причем происходило это одновременно с развитием технологий. Вывод (небесспорный): с дальнейшим технологическим развитием получим одно государство. В частности, потому, что естественные ограничения на управление (когда властный импульс от Питера до Камчатки идет две навигации) уже неважны, нуль-тэ и прочие чудеса стирают пространственные границы.
Источник: Изнакурнож