Вопросы-ответы (весь список)


Вопросы в нашей группе ВКонтакте

← к списку вопросов

Почему в литературе (особенно в фэнтези) так принята тема, что "раньше было лучше"?

И кольца сильнее [1], и античное волшебство круче, чем современное [1][2][3] и старинные мечи лучше [1][2][3], и даже плащи невидимки раньше умели делать, не то что сейчас [3].
Технологии в сказочных мирах перестают развиваться до начала повествования? Или просто мы всегда скучаем по прошлому?
[1] Властелин Колец
[2] The Lion, the Witch and the Wardrobe
[3] Гарри Потер

Владислав Январев Когнитивист.
Ряд феноменов:
– часто от прошлого остаются более позитивные воспоминания, обыденные вещи стираются.
– в свою очередь, в настоящем фокус внимания часто идет на обыденность.
– кроме того, привычные вещи для зрелого человека – вещи его молодости, а не современные. «Лучше» чаще означает «понятнее».
– символически – фигура старших, «родителей», часто кажется сильнее, чем своя собственная.
Концепция фентези – как правило, концепция мифов.
В мифах, как правило, мифологическая психология. А в мифологической психологии, как правило, нет развития технологий – это современная концепция.
Исключений немного – «Понедельник начинается в субботу» :), где переосмысливаются мифологические конструкты с точки зрения развитий технологий, ну, и ряд других. Можно «Гарри Поттер и рациональное мышление» вспомнить :)
Ну, и цитата – не моя, но мне очень понравилась, я её вспоминаю периодически в таких случаях:
«Я как-то читала жалобы древнего грека на молодёжь. Вот раньше, мол, молодёжь пела красиво и стройно наши греческие песни, а теперь поют дикими руладами.
...
Каждый раз, когда видите жалобы на то, что нынеча не то, что давеча, вспомните несчастного грека, утомлённого тинейджерской музыкальной модой.»
...
Возможно, есть еще такой момент, что есть определенные истории – например, истории о «походе на Запад» или еще что-то. Или истории великих людей.
Когда они излагаются, они не излагаются как «профанное», как обычная жизнь обычных людей. Они излагаются как миф / сказание – которые создают прошлому мифологический ореол.
Lioubov Hana-Liebe Mingazitinova «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».
(Сократ, V в. до н.э.)
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».
(Гесиод, 720 год до н.э.)
Александр Данковский (в шляпке автора фентези). По достаточно большому счету, искусство, литература и пр. предлагают два взгляда на историю: золотой век впереди (идея прогресса, отсюда всякого рода утопии) и золотой век сзади (мифы, религиозные концепты). Ну да, есть еще вариант «бег по кругу», когда перед одновременно зад. Мифов больше и они более укоренены, т. к. идея прогресса, как выше заметили, достаточно нова. Мол, раньше были великие дела: боги спускались на землю, мудрые предки оставили нам грандиозное наследство, наше дело его хранить и стараться хотя бы не портить, потому что превзойти все равно не удастся. Но мы все равно плохо храним и портим, потому-то боги больше не спускаются. Примерно в этой парадигме и живет классическое фентези. Кстати, многие авторы втихаря ее, парадигму, нарушают. У Сапковского было что-то про технологию ковки мечей: мол, раньше делали так-то, а мы (то ли гномы, то ли краснолюды, уж не упомню) сейчас делаем иначе и лучше. У Громыко в ее мире с ведьмами и вампирами магия преподносится как развивающаяся область человеческого знания.
Источник: Изнакурнож